Поиск по блогу:
01
Дек-2013

Психология и символика цвета

Статьи   /  
  • Цвета рождают настроение
  • Цвета побуждают симпатии и антипатии
  • Цвета манипулируют нашим впечатлением
  • Цвета влияют на принятие решений
  • Цвета определяют действия
  • Цвета исцеляют

Большинство людей, впервые слышащих о психологии цвета, реагируют одинаков: «Это все, конечно, ужасно интересно, но лично для меня неактуально. У меня есть свой собственный, индивидуальный вкус.»

Примечательно, как сильно люди заблуждаются, явно переоцениваю свою персону. Они выдают себя за абсолютно уникальных и ни от кого и ни от чего не зависящих себя индивидов. Подобные личности полагают, что их мнение полностью автономно и не поддаётся ни малейшему влиянию со стороны. Конечно, субъективный вкус существует. Но следует исходить из того, что он не уникален у каждого отдельно взятого человека. Гораздо чаще мы имеем дело с индивидуальными вкусами разных людей, которые практически совпадают друг с другом. Многочисленные тесты убедительно подтверждают это.

А что, собственно, представляет собой «субъективный вкус?» Если проследить его становление то, выясняется, что вкус – это не что иное, как смесь давно известных и весьма распространенных моделей мышления. А индивидуальность – всего лишь иллюзия.

На самом деле, цвет не что иное, как «визуализированное ощущение» (согласно Люшеру) или, другими словами, результат реакции нервной системы на внешние раздражители. Цвет – это своего рода сила резонанса, побуждающая человека колебаться, вибрировать в след за ней. И в зависимости от своей способности «вторить» этому резонансу, реагировать на цвет в большей или меньшей степени люди и отличаются друг на друга, из чего и формируются цветовые предпочтения.

 c600x384

 

КРАСНЫЙ   «Красный — это любовь, красный – это кровь, красный – это гнев дьявола», так гласит старая немецкая поговорка.

Красный самый древний цвет в истории человечества. С древнейших времен   он ассоциируется у человека с кровью, огнем и любовью.

Характеристики красного могут колебаться от абсолютно негативных (агрессия, сигнал смертельной опасности, кровожадность) до однозначно жизнеутверждающих (жизненная энергия, любовь здоровье). Самым общим образом красный можно охарактеризовать как цвет возбуждающий, под воздействием красного цвета все процессы в организме ускоряются. Красный цвет бесстыдно бросается в глаза, приносит тепло, хорошее настроение и даже придает очарование. Этот цвет близок скорее мужскому началу, чем женском, молодому организму, чем старому.

Профессор Макс Люшер (создатель одноименного теста) пришел к выводу: « если красный воспринимается органами чувств положительно, то он придает человеку  силу и энергию. Красный – это аппетит во всех своих проявлениях, от легкой страсти и до непреодолимого желания овладеть чем-либо. Красный цвет – символ активности, власти, захвата, покорения.»  Таким образом, красный ближе людям, безгранично уверенным в себе, не сомневающихся в своих силах и способности утвердиться в этой жизни. Людей чувствительных, легко замыкающихся в себе брутальность красного цвета просто отпугивает. Оптимистам под воздействием красного мир кажется прекраснее.

Красный –это самый активный и самый бросающийся в глаза цвета, своего рода цвет-сигнал. Он ближе человеку волевому, легко раздражающемуся холерику. Красный цвет символизирует мужественность, силу, господство, власть.

Оттенки красного влияют на нас, вызывая одобрение или, наоборот,  неприятие, что зависит уже от темперамента человека.

  • Тёмный-пурпурный создаёт впечатление серьёзности и величественности, грации и достоинства.
  • Карминный красный ассоциируется с силой и властностью.
  • Цвет красной киновари – с разрушительной силой. Изжелта-красный с насилием.
  • Красный с синим отливом создаёт впечатление стабильности, твердости, уверенности.
  • Лиловый и фиолетовый кажутся чувственными и соблазнительными.
  • Пастельный розовый – нежным и заботливым.
  • Красно-коричневый воздействуют успокаивающе.

peppers-940x626

СИНИЙ   Иоган Гёте, который занимался не только поэзией, но и эмпирическим исследованием цвета, описывает синий цвет в своем «Учении  о цветах»: «Странное воздействие этого цвета на глаз человека описать практически невозможно. Любая красивая вещь притягивает к себе наш взгляд. Так же мы созерцаем и синий, не будучи способными остановиться. Этот цвет влечет нас за собой»

Синий, цвет древнейших матриархальных религий, украшает одеяние Богоматери и Девы Марии. Традиционно этот образ трактуется как символ душевного покоя, искренности и верности. В отличие от «внезапного», резкого красного, синий цвет, как символ единства и цикличности всего сущего, воплощает вечный круговорот бытия. Синий издавна считался во всех культурах цветом души, неба и Бога.

Синий часто ассоциируется с вечными поисками приятного уединения. Синий устремлен к внутреннему покою, к гармонии человека со своим внутренним «Я». Этот цвет стал символом романтического мировоззрения, в центре которого находилось единство с магической природой. Синий долгое время считался исключительно «женским» цветом.

Физиологическое воздействие синего цвета на человека успокоение. По Люшеру: «Тёмно-синий – это прежде всего покой, отсутствие какого бы то ни было волнения. Человек, находящийся в этом гармоничном, ненапряженном, уравновешенном состоянии всегда чувствует себя комфортно. Символически он соответствует спокойной воде, флегматичному, женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению, плавному почерку. Он не расточает себя как красный, постигается не в бурном порыве, а в умиротворенном состоянии любви ко всему сущему»

  • Голубой цвет меньше бросается в глаза. Он призывает к беззаботным мечтаниям. Созерцание голубого цвета рождает чувство свежести, чистоты, особенно если этот цвет вступает в комбинации с белым.
  • Бирюзовый цвет – обладает большей силой и символизирует огонь, но огонь внутренний холодный. Это самый холодный цвет во всей цветовой гамме. С ним ассоциируют такие понятия, как ледяной, гладкий, ясный, безличный, своевольный.

 ecb2742c5a6e650fb5648cd2ce899b68

ЖЁЛТЫЙ    Жёлтый – это самый светлый и самый сияющий из всех цветов.  Гёте в своем «Учении о цвете» говорил, что «жёлтый создаёт впечатление тепла и уюта. Глаз радуется, сердце переполняет восторг, душа поёт и кажется, что на нас повеяло настоящим теплом.»

Жёлтый цвет не отличается глубиной. Этот цвет сильнее всех прочих отражает лучи света, попадающие на него, он как бы скользит по поверхности, и подобно солнечным лучам, распространяется во всех направлениях.

Люшер утверждает: «Жёлтый цвет- это выражение одной из главных потребностей человека  — потребности раскрыться. Этот цвет обычно предпочитается людьми, ищущими новых, свободных отношений, жаждущим снять свое напряжение, раскрыть себя и стать в итоге счастливыми. Чтобы не впасть в депрессию, им нужна поддерживающая сила и надежда.

Жёлтый – самый сияющий из всех цветов, самый яркий и радостный. Этот цвет юный, живой,  открытый миру.

Ассоциации возникающие к чисто жёлтому цвету: солнце, день, тепло, светлый, ясный, подвижный, свободный, весёлый, сверкающий, любопытство.

К жёлто-золотому: сияющий, солнечный, волнующий, согревающий, легкий, лучистый, радостный, юный, лучистый, хорошее настроение, открытость.

Комбинировать цвета оказывается не таким уж безхитростным занятием: жёлтый и синий – цвета дураков (по Гёте), жёлтый с красным – два очень активных цвета, но вместе создают впечатление «дешёвки», жёлтый с зелёным – полярные цвета, которые лучше не использовать одновременно. (жёлтый разряжающая динамическая сила, зелёный – энергия поглощающая и статическая).

 th_97e197b93daea72d422d85863882e7e0

ЗЕЛЁНЫЙ   Зелёный, пожалуй, самый жизнерадостный из всех цветов. Он символизирует жизнь и человеческое «Я», а точнее – человеческую борьбу за жизнь. В христианстве зелёный цвет всегда считался цветом весны, надежды на воскрешение и бессмертия.

Зелёный цвет обладает позитивным успокаивающим действием. Спокойный сам по себе, зелёный цвет вносит равновесие в нашу лихорадочную жизнь, призывает отвлечься от суеты и помогает нашей выбившейся из сил душе обрести желанную гармонию. Поэтому зелёный  охотно используется в медицине.

Василий Кандинский о зелёном цвете: «Абсолютный зелёный – самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти. Он ничего не требует, никуда не зовет. Это неподвижный, довольный собой, ограниченный в пространстве элемент. Перманентное отсутствие движения – вот что благотворно влияет на измученные человеческие души, но правда, после успокоения, кажется уже немного скучным.»

Внешне спокойный и скучноватый, он объединяет в себе все жизненно необходимые силы – желание самоутвердиться и уверенность в том, что все получится. Нет, этот зелёный не спокоен, а полон сконцентрированного потенциального напряжения. Он как тигр, готовящийся ко прыжку, но сохраняющий спокойствие.

Люшер упоминает среди основных качеств зелёного цвета твёрдость, постоянство и упорство. Они соответствуют таким чертам человеческого характера, как последовательность, уверенность в себе, самодостаточность и чувство внутреннего достоинства.

Обобщая, можно выделить следующие черты зеленого цвета – это упорство, сила воли, дремлющая энергия, а так же покой и гармония.

  • Жёлто-зелёный обладает активностью жёлтого цвета и поэтому кажется волнующим, живым, почти навязчивым, тёплым, светлым, лёгким и безобидным. Это робкий цвет, незрелый, цвет первых весенних листочков.
  • Нейтральный зелёный, в котором в равном количестве присутствуют жёлтый и синий, спокойный цвет сам по себе. И на окружающих он воздействует успокаивающе. Это цвет затаившихся возможностей – возможности быть пассивным, как синий, или напротив, энергичным, как жёлтый цвет. Но зелёный цвет сохраняет нейтралитет и поэтому остаётся статичным.
  • Сине-зелёный цвет, напротив, кажется холодным, замкнутым и почти недосягаемым.
  • Бирюзовый цвет самый холодный из всех цветов в спектре. Этот цвет лишен   каких бы то ни было чувств и эмоций.
  • Тёмный сине-зелёный  цвет кажется более сильным, стойким и напряженным. Часто его ассоциируют с такими свойствами человеческого характера, как упрямство и гордыня.
  • Цвет хвои (к сочетанию жёлтого и синего примешивается еще немного черного) – очень серьёзный, вызывающий к себе уважение цвет – тот самый, который Люшер называл типично зелёным. Он производит впечатление стабильности и уверенности  в своих действиях.

Slav-3-1-2-500x500

ФИОЛЕТОВЫЙ    В фиолетовом смешались красный и синий цвета – жаркое пламя и ледяная вода. Две противоположности словно застыли в ожидании. Фиолетовый цвет по праву самым чарующим и самым таинственным из всех известных нам цветов. Это цвет мистический, цвет магии и волшебства. Он символизирует переход границы, магическое превращение, проникновение мистического мира в повседневную жизнь.

Фиолетовый  и лиловый обозначают один и тот же цвет. Фиолетовым называется смесь синего и красного, дающая немного темноватый оттенок. Светлый оттенок фиолетового называется лиловым или сиреневым (название происходит от арабского «лила», что значит «сирень».

«Фиолетовый – самый таинственный и самый загадочный из всех цветов. Он тесно связан с медитативным и мистическим мышлением, их тайны окутаны фиолетовой дымкой. Фиолетовый цвет печален, меланхоличен, но при этом полон достоинства.

Лиловый – скорее цвет магический, нежели мистический, более слабый и несерьёзный. Лиловый не так «основателен», как фиолетовый. Он оживляет детские воспоминания с их загадочными мечтами и господством фантазии.» (Фавр и Новэмбэр).

Обобщим: фиолетовый цвет характеризуют следующие черты: чувствительность, изменчивость, эмоциональность. Чем темнее этот цвет, тем от строже, упрямее и таинственнее. Светлый оттенок фиолетового, т.е. лиловый более легкомыслен, доверчив и неустойчив.

Фиолетовый – цвет чувственный. Люди с рациональным складом мышления обычно его не любят.   

1d2c8c72a76e

КОРИЧНЕВЫЙ    Коричневый  — цвет «плотный», степенный и даже немного мещанский. Он неуклюж и слегка простоват, скучен, по-матерински строг, но очень надёжен. Самые распространенные спонтанные ассоциации с коричневым цветом: работа, домохозяйка, питание, грязь, богатый праздничный стол, шоколад, табак, кофе. Встречаются так же такие определения: грубоватый, сухой, душный, животный, бездуховный, шероховатый, но в то же время уютный.

Коричневый цвет воплощает наслаждение «простой жизнью» плюс массу вытекающих из нее позитивных эмоций. Коричневый – это земля, твердая почва под нашими ногами. Коричневый – цвет стабильный, прочный и полезный, человек видит в нем ту неотъемлемую стабильность, к которой мы так привыкли, что даже ее не замечаем.

Если зелёный  цвет выдвигает на передний план внутренне человеческое Я, душу, волю к жизни и стремление к самоутверждению, то коричневый сконцентрирован исключительно в физической, телесной составляющей внутреннего Я человека.

1273554030-11

ЧЁРНЫЙ   По Люшеру чёрный цвет «символизирует стремление к уничтожению всего сущего. Отрицание, таящееся в черном цвете, выступает в качестве авторитарной оппозиции и агрессивных, насильственных притязаний на власть. Чёрный цвет, символизирующий такое агрессивное стремление к власти, выступает в разных ролях. Это и цвет смерти, и торжественной скорби, цвет одежды священников и сексуального белья».

Но это во все не значит, что черное платье, сумочка или чёрный кожаный пиджак будут свидетельствовать о нервном расстройстве их обладателя.

Чёрный всегда в моде! Он может воплощать одновременно три вещи: элегантность, скорбь и непохожесть на других. Одеваясь в чёрное, человек демонстрирует своё желание  быть «другим», сознательно отделиться от мира. Чёрный лимузин, черный костюм, черный чемодан придают своему владельцу достоинство и авторитет. А с помощью этих качеств человек как раз таки и хочет возвыситься над ярким, суетным и среднестатистическим миром.

Еще одна важная характеристика черного – его великолепная сочетаемость с другими цветами. Черный буквально «преображает» прочие цвета, которые в комбинации с ним кажутся еще ярче. Модельеры никогда не упускают этого из виду это свойство черного.

«Взрослые зачастую отвергают черный цвет, причем как женщины, так и мужчины. Только в состоянии депрессии люди обнаруживают склонность к одежде в черных тонах. Абсолютный черный цвет ассоциируются с конечностью и неразрешимостью. При этом могут возникать весьма неприятные ощущения, начиная с пресыщения жизнью и заканчивая неврозами. Черный цвет всегда выражает конфликт.» (по Фрайлингу)

Люшер называет физиологическое воздействие черного цвета «стагнацией», а психологическое – «принуждением». Неудивительно, что многие не любят черный цвет, считают его неприятным. Кто не любит чёрный цвет, тот не хочет отказывать себе в чем-то.

Единственная область, где чёрный цвет имеет жизнеутверждающее начало, — это эротика.

IF

БЕЛЫЙ    Чёрный  цвет символизирует замедление, стагнацию, омертвение, то есть отрицание жизни. Ведь всё живое по своей природе подвижно и изменчиво. Белый цвет, являясь выражением разрешения, бегства и освобождения от всякого сопротивления, представляет полную противоположность черному.  Белый означает начало всех возможностей и в то же время бегство от их последствий. Выбирая белый цвет люди как бы сдаются, пытаются избежать безвыходной ситуации и говорят ДА всему происходящему. Но делают это в такой пассивной форме, что их ДА оказывается практически тем же самым что и НЕТ.

Белый так же символизирует невинность, чистоту и безупречность. Фавр и Новэмбер говорят о других значениях белого цвета: «Белый цвет воплощает совершенную чистоту – нечто недостижимое, недосягаемое и необъяснимое. Он создаёт впечатление пустоты и бесконечности. Белый воспринимается нами как абсолютное молчание, но молчание со множеством возможностей развития».

Если белый цвет рассматривать с точки зрения психологии (как «распад, растворение»), то это позволит выделить еще один психологический компонент восприятия белого цвета – надежду на освобождение. «Свободу от чего-либо или «свободу во имя чего-либо». И вот что по этому поводу говорит Люшер: «Тот, кто в тесте из всей черно-белой гаммы предпочитает белый цвет, нуждается в освобождении от неблагоприятных обстоятельств». Белый цвет для такого человека означает начало и гармонию.

where21-1

СЕРЫЙ    «Серый цвет – ни яркий, ни светлый, ни тёмный. Он абсолютно не возбуждает и не имеет ярко выраженного психологического воздействия. Серый цвет абсолютно нейтрален. Это не объект и не субъект, он не напряжен, но и не расслаблен, не обращен наружу, но и не замкнут в себе.” (Люшер)

Символика серого цвета амбивалентна. С одной стороны, он немного схематичен:холодный и безрадостный, серый ассоциирцется с тенью, привидениями и обманом. Серый цвет воплощает абсолютный покой и в этом смысле является полной противоположностью пурпурному цвету, то есть абсолютному движению. Серый цвет — словно посредник между светом и тьмой. Серые будни проходят без взлётов и падений. Серый цвет может маскировать, замедлять и, в конце концов, вытеснять жизнь. С серым цветом сязаны представления о человеческой старости и о делах минувших лет.

Любители серого цвета хотят остаться незамеченными, надеть на себя, словно в сказке, серую шапку невидимку и стать невидимыми, “отгородиться от действительности”. Склонность к серому цвету часто служит оградительной (защитной) реакцией при сильном переутомлении.

Многие серый цвет не любят, потому что ему не хватает энергии и блеска. Серый цвет кажется слишком матовым и скучным. Он ассоциируется с боязнью смерти, со страхом перед старостью и страхом как таковым. Ассоциации становятся тем негативнее, чем темнее серый цвет. Тёемно-серый в восприятии человека связан с монотонностью, депрессией, отчаянием и безнадежностью.

granulat_grau

По материалам книги «Психология цвет» Гаральда Браэма.

 

6

 лайков / 0 Комментариев
Поделиться постом