Поиск по блогу:
03
Сен-2015

Чувствуя время. Габриеэль Шанель.

Статьи   /  

«Я не люблю, когда говорят о моде Шанель, Шанель — это прежде всего стиль. Мода может выйти из моды, а стиль никогда». Коко Шанель.

df128b3c052e1d117d873bbfe3fbaa01

Свободная, неповторимая, непревзойденная — все это о ней. Знатокам моды хорошо известна ее биография, о ней снимают фильмы до сих пор. Ее имя будут помнить еще очень долго только потому, что она предложила женщине выбор: быть прикованной к штампам и мнению большинства или быть другой. Ее платья выбирали не просто лучшие артисты того времени, знаменитые политики и спортсмены, а смелые , сильные духом и по-настоящему яркие, с глубоким внутренним миром люди.
Обожаема на все времена, она всеми стала благодаря тому, что подарила женщинам особенный, элегантный, комфортный стиль, способный всегда быть современным и возвысить их над обстоятельствами, местом и временем.

104_coco_chanel-theredlist
 .

Ее любили и ненавидели, поклонялись и отрицали, скупали ее одежду, принося миллионы, и даже унижали. Всем было ясно одно: она — феномен, который еще не скоро повторится в истории моды.
Она привнесла огромное количество изменений в моду и создала ее заново. О ней невозможно не говорить. Давайте начнем!

Рожденная 1883 году в городке Сомюр маленькая Габриель Шанель всю жизнь будет стараться забыть свое детство и придумать новую, удобную и привлекательную правду, лишь бы не помнить настоящую. Поэтому мы можем только верить ее словам и фактам, приведенных очевидцами.
После смерти матери в 12 лет, отец отдал ее с сестрой в приют. Свое детство и отрочество она провела под присмотром монахинь, именно они научили ее шить. Несмотря на трагедию в семье и отрицание своих корней, она всю жизнь будет стремиться к постоянству в любви, а главным источником ее вдохновения как женщины и кутюрье будет любовь к ярким и интересным мужчинам.

112_coco_chanel-theredlist
.

После приюта она стала работать помощницей в трикотажном магазине. Досуг свой проводила в знаменитом тогда кафе «Ротонда». Благодаря нестандартной внешности и острому уму, она всегда пользовалась успехом у мужчин. Как-то раз ей захотелось сделать карьеру великой певицы и вот уже ее кавалер договорился с хозяином и она стоит у микрофона, исполняя забавную песенку под названием ‘ko ko ri ko». Незатейливые слова песни имели огромную популярность. Габриэль вызывали на бис так часто, что слова Коко превратились в псевдоним. История будет знать Коко Шанель.

В 1907 году она встретит аристократа Этьена Бальсана. Он влюбился мгновенно и перевез ее к себе в поместье. Богатый и свободный он избавил ее от провинциальнй жизни и окунул в атмосферу роскоши и праздности. Для того, чтобы избавиться от возможных косых взглядов и прозвища ‘содержанка’, она одевалась скромно. Она держалась отстраненно, хотя и позволяла себе высказывать свое мнение в компании мужчин, вести себя смело и естественно. Благодаря своей неоднозначности и загадочности, она так и осталась для всех просто подружкой Бальсана. Она любила все делать по максимуму, если спать, то до полудня, если ездить верхом, то быть лучшей в этом.

 138_coco_chanel-theredlist

.

Благодаря покровительству Бальсана она впервые проявила свой талант модельера, создавая шляпки.
В один момент ей наскучила праздная жизнь и она захотела переехать в Париж. Вопреки мнению Бальсана, она «не хотела забавляться созданием шляп». Ее целью было сделать себе имя. После недолгого раздумья Бальсан позволил ей жить в своей квартире в Париже на улице Мальзебр и шить там шляпки, которые она продавала для его бесконечных подруг и бывших любовниц.
Успех был оглушительный, сначала дамы приходили просто посмотреть на модистку, которая общалась с интеллигенцией на равных, но потом возвращались снова уже за шляпками. Аккуратные, с короткими полями шляпки Шанель разительно отличались от популярных в то время у дам огромных сооружений с перьями и кружевами. Удобство и новизна сделали свое дело. Теперь у нее были свои клиентки и она захотела большего.

В тоже самое время в замке Бальсана стал появляться молодой англичанин по имени Артур Кэпел, все называли его Боем. Как позже скажет о нем Шанель «он был больше, чем красив, он был бесподобен… Сильная и самобытная личность, страстная , глубокая натура».

 46_coco_chanel-theredlist
.

Любовь пришла в ее жизнь и Габриель переменилась. Она сияла, когда говорила о нем. Бальсан же был не против того, что она продолжала работать в его квартире и жить там, но уже с Боем. Спустя год после начала работы нужно было выбирать: уверенное самостоятельное будущее с поддержкой Боя, который всегда поддерживал ее дело и верил в нее, или всего лишь шляпное хобби в объятиях лошадника Бальсана. Можно не сомневаться в ее выборе. Она переехала в холостяцкую квартирку Боя на авеню Габриель и почти сразу открыла свою шляпную мастерскую на улице Камбон в доме 31 с надписью «Шанель. Моды.» Начало было положено, скоро этот дом и эта дверь станут модной Меккой на ближайшие полвека.

Вера в человека невероятно одухотворяет его, также случилось с Шанель. Время любви с Боем станут очень плодотворным периодом для нее. Однажды главный мужчина ее жизни выразит одним предложением весь стиль Шанель: «если тебе так нравятся простенькие платьица, давай я закажу тебе тоже, но в более элегантном варианте и у английского портного».

15_coco_chanel-theredlist 22_coco_chanel-theredlist21_coco_chanel-theredlist
.

Первые шаги модистки Коко Шанель были очень уверенными и ей захотелось исполнить давнюю мечту: шить платья и костюмы для женщин.
В 1913 году заручившись поддержкой Боя, она откроет свои бутик в Довиле , где представит удобные блузки, жакеты , «матроски», лаконичные прямые юбки, фланелевые блейзеры и удобные длинные свитера.
Жарким днем лета 1914 года, Габриэль, находясь на курорте, захотелось обновлений, она взяла из шкафа Боя несколько свитеров, чтобы скроить новую модель. Привычка заимствовать элементы мужской одежды для создания женских останется навсегда. Так желание купаться воплотилось в целомудренный купальный костюм.В 1916 году в разгаре была Первая Мировая Война. Роли в стиле жизни французского общества распределились так: на фронте страдали, в Париже вели размеренный образ жизни, а в Биаррице наслаждались ею. Вся аристократия и все, кто обладал состоянием жили или отдыхали здесь. Эти люди считали, что на свои деньги могут позволить себе все, под всем в частности подразумевалась роскошь.

  BEVERLY HILTON, CA - JANUARY 11: Actress Cameron Diaz arrives at the 66th Annual Golden Globe Awards held at the Beverly Hilton Hotel on January 11, 2009 in Beverly Hills, California. (Photo by Frazer Harrison/Getty Images) *** Local Caption *** Cameron Diaz 660x827_Quality100_670x840_Quality100_LCasta_V_10sept12_rex_b

Шанель предоставила им такую возможность. За два месяца они с Боем разработали стратегию открытия бутика в Биаррице на огромной вилле напротив казино. Это была уже не просто мастерская, а целый Дом моделей с готовыми платьями средней стоимость от трех тысяч. И успех не заставил себя ждать. Результаты своей работы полностью удовлетворили Шанель. Вместе с Домом моделей она приобрела возможность выйти на испанский рынок, оглушительную славу и финансовую самостоятельность, которая так понравилась ей. Она даже смогла отдать Бою его финансовый взнос в ее дело.


LOS ANGELES, CA - JANUARY 29: Actress Emilia Clarke arrives at the 18th Annual Screen Actors Guild Awards at The Shrine Auditorium on January 29, 2012 in Los Angeles, California. (Photo by Jason Merritt/Getty Images) 660x951_Quality100_670x966_Quality100_Chanel-dresses-5

В этом же году, ей удастся воплотить в жизнь одну из своих сокровенных желаний- создать одежду для женщин, которая не будет стеснять движения, будет максимально комфортна и при этом не будет умолять женственности.
Помогла ей в этом случайность. В очередной раз она приехала к своему поставщику тканей за трикотажем. Он не смог предоставить заказ и предложил ей замену. Джерси считался отходным материалом, из которого делали мужское белье или подклад для пальто.

Но когда Шанель взяла в руки эту ткань, она поняла ее огромные возможности. Она создала из джерси пальто длиной до середины юбки. Прямое, с четкими линиями и без дополнительных украшений оно удивляло своей простотой.
Такие нововведения были достаточно наглыми для того времени, но в этом вся Шанель. Она не старалась сделать что-то ради признания общества, она создавала то, что велела ей внутренняя жажда свободы.

Madame Coco Chanel, célèbre couturière de mode à Biarritz. Septembre 1928. TOP-0942644 . Demander autorisation pour utilisation.

Такая свобода не заставила себя ждать. 1918 год принес печальные изъятия о том, что война в разгаре и теперь враг стоит у ворот Парижа.
Вся состоятельная публика срочно покидала город и направлялась в Довиль и Биарриц. Здесь их ждала Шанель со своими строгими и элегантными нарядами. Женщины были предоставлены самим себе, они могли не спрашивать разрешения для того, чтобы сделать желаемое. Они стали позволять себе появляться на публике без кавалеров, те, кто остался в Париже, посещать бар при отеле «Риц», что в мирное время было совершенно недопустимо.


93_coco_chanel-theredlist

В этот же период свободы, Шанель решила кардинально сменить имидж. Она отрезала свои густые черные волосы, превратив их в каре. Эту эксцентричную и дерзкую затею подхватили известные актрисы. Другой попыткой внести дух свободы в сердца женщин был загар. Он считался атрибутом простолюдинок, даже слегка потемневший цвет кожи мог выдать безродное происхождение. Этот постулат держался дольше остальных, только в 1923 году мода на загар вспыхнула в неведомой силой.
В этом же году Шанель откроет женщинам совсем другой мир моды, нежели они знали прежде. Победа автомобиля над конным экипажем, перемены после начала Войны, сама жизни требовала изменений, в том числе , и в форме одежды. Знаменитый Пуаре был смелым колористом, которому не было равных, он создал платье , не перехваченное в талии. Шанель же была не смелой, она была свободной и создала облегающее фигуру платье с намеченной талией лишь слегка. Она укоротила юбку до щиколотки , упростив женщинам походку и подъем по лестнице. Однако, как известно, за все нужно платить. За комфорт и элегантность женского платья мужчины заплатили тем, что лишились соблазнительного зрелища. Теперь женщинам не нужно было подбирать юбку, открывая ноги. Женщины же принесли в жертву безграничную власть в мире моды. Если раньше модница могла претендовать на абсолютную эксклюзивность своего платья, то теперь все было иначе.

49_coco_chanel-theredlist

В 1919 году водоворот яркий событий, набирающий силы бизнес, популярность Шанель вдруг замерли будто пушинка в стоячем воздухе перед дождем. Бой погиб в автокатастрофе. Это был удар для Шанель, который она не скрывала. «Эта смерть стала для меня тягчайшим ударом. Со смертью Кэпела я потеряла всё», — признавалась она.
А в другом интервью того времени говорила: «Женщина не может быть счастлива, если она нелюбима. Ведь ей нужно только это. Женщина, которую не любят, — это ноль и ничего больше. Уж поверьте мне: молодая она или старая, мать, любовница… Женщина, которую не любят, — погибшая женщина. Она может спокойно умирать, это уже не важно». Вернувшись домой после известий о смерти любимого, она облачилась в траур, надев все черное

.

Пережить случившееся ей помогли близкие подруги Мися Серт и Жозе Мария. Мися царила в мире искусства, художники и писатели были ее обычным окружением. В этом обществе через год ее и познакомили с Великим князем Дмитрием Павловичем Романовым. Дмитрий Павлович чудом избежал смерти в революционные годы в России и жил теперь довольно скромно. Молодой человек 27 лет был окутан ореолом загадочности, так как он был замешан в убийстве Распутина и был прямым родственником царской династии -внуком Александра II, племянником Александра III, кузеном последнего российского императора.

a3f9041ceab326d0223fd686452ac624_b
.

С момента их знакомства начался еще один яркий период в жизни и творчестве Габриэль — русский.

chanelpra

В 1920 году происходит судьбоносная встреча Шанель и Эрнеста Бо, виновником которой как раз был князь Дмитрий. Бо — потомственный парфюмер, чей предок служил у его императорского величества. Сразу после знакомства с Бо у Коко возникла идея произвести особенный аромат, непохожий на другие. Аромат этот по задумке Коко призван был раскрыть всю многогранность женщины. В те времена, духи создавались только из одного запаха: лаванда, роза, жасмин. Никто до Шанель не создавал духи на основе нескольких ингридиентов. Около года Бо трудился над этим ароматом. Когда он представил известной на тот момент кутюрье несколько вариантов, она выбрала бутылочку с ее любимой цифрой 5, в которой было намешано 80 ингридиентов. Легендарные духи были названы Chanel N5.

.

Еще одним успехом «русского» периода можно считать свободную блузу с поясом, которая стала новой униформой всех парижанок. Основой этой блузы очевидно стала русская крестьянская рубаха.
В 1924 году Шанель начинает дружить и работать с Дягелевым. это дружба сохранится до конца его жизни. Она создает костюмы для его постановки «Голубой экспресс». Постановка посвящена спорту и Коко остается верна себе, ее костюмы просты и полностью отвечают реальности и задумке автора. Артисты танцуют в костюмах спортсменов, а не в вымышленной, приукрашенной одежде.

b5a2f14e3bd2123668c3ff06b50f7d01_b
.

Когда настал 1925 год, сама Шанель не смогла предугадать свой собственный , пусть и привычный, успех, который превратил популярного модельера Шанель в легендарного.
В этом году состоялась выставка современного искусства, где впервые появился термин, определивший стиль жизни на целое десятилетие — ар деко. В этот же период сначала артистическое общество, а затем и все остальные были заражены «черной лихорадкой». Сначала увлечение джазом, потом спектакли с участием чернокожих артистов. Темнокожая Жозефина Бейкер до недавних пор никому не известная танцовщица после обнаженного танца на публике в миг становится звездой. Шанель подхватывает веяние. На показе ее коллекции в 1926 году прически манекенщиц — копии прически Жозефины во время знаменитого танца.

.

Главная модель показа — черное крепдешиновое платье с заниженной талией и узкими длинными рукавами. Простое, прямое, универсальное, черное. Его захотят носить все.

Общество было готово к самым смелым экспериментам и радикальным изменениям и Ар деко перекраивал и перерисовывал все предыдущие типы и виды искусства. Все украшения и вычурность остались в прошлом. Теперь простота правила и мода не могла оставаться в стороне. Черный цвет правит балом. Финансовые дела Шанель настолько идут в гору, что она расширяет свой Дом Моделей на улице Камбон до трех этажей и позволяет себе снять этаж шикарного особняка на Фобур-Сент-Оноре.В конце 1925 года среди друзей разносится известие о том, что герцог Вестминстерский нежно ухаживает за Коко и она вновь верит в любовь, верит, что это навсегда. Она все чаще живет в его родовом гнезде в Итон-Холле.

rurouni_kenshin_samuraj_h_departure

Здесь могли легко показываться члены королевской семьи без предупреждения, приезжать в гости 60 человек. Армия слуг, балы, интерьеры, в которых она особенно чувствовали себя королевой. Безусловное влияние оказала Англия на творчество Шанель с 1926 года. Сначала она знакомится с твидом, когда однажды отправляется на ловлю лосося с приятельницей герцога и наряд ее вновь состоял исключительно из мужских вещей. При разборе его гардероба она выделила его твидовую куртку, длинный свитер, брюки и даже ботинки. В ближайшем будущем она снова взбудоражит публику Парижа, появившись в жакете твида, похожем на тот, что носят ливреи в замке герцога.

8b93dd9018077720f11882ef3c4f2721Marikka-Juhler-Stylist-France-November-2013-001
.

Потом примеряет берет, который она подсмотрела у матросов одной из яхт герцога и сразу же поняла, что он подчеркивает утонченность ее прически.

И, наконец, украшения. Шанель носит жемчужное ожерелье в несколько рядов и брошь с драгоценными камнями на берете. Роскошная жизнь в замке оставила глубокий след в сердце Коко. Она позволила себе внести немного роскоши в свой образ, но только самую малость, дабы сохранить изящество простоты образа.

35_coco_chanel-theredlist
.

Итон -Холл вернул ей ощущение той великолепной жизни, которую она по-своему любила прежде-верховая езда, скачки, охота, прекрасные амазонки на породистых лошадях, и , конечно, балы. Она стала вхожа в высший свет Англии. Ее подруга Вера Бэйт познакомила ее не только с герцогом Вестминстерским, но и принцем Уэльским, а позже и с Уинстоном Черчиллем, за что она одевала ее и других манекенщиц высшего круга бесплатно. Именно ее новые английские друзья спасут ее от гибели через несколько лет.

Winston Churchill Hunting with his Son Randolph and Coco Chanel
.

В конце 20-х годов Шанель активно сотрудничает с театральным сообществом и создает костюмы для самых ярких постановок Жана Кокто.
Однако, главное достижение, которое в действительности перевернуло представление о красоте и элегантности, навсегда изменив не только мир моды, но и общество на поколения вперед, Коко создаст не для театра в 1929 году.
Все чаще у состоятельных дам появляется возможность заниматься спортом. Это обстоятельство и общая либерализация нравов позволят Габриэль совершить революцию: она наденет брюки на женщин.

111_coco_chanel-theredlist
.
Разработав свою версию женских брюк, она определит их для каждого удобного случая: спортивные, простые для дневных забот или изысканные для вечернего выхода. До эры стандартизации и массового отдыха совсем близко, именно тогда изобретение Коко станет общественным достоянием. Все женщины буду носить брюки отныне и навсегда.

Новое же десятилетие привнесет абсолютную смену ориентиров. Вместе с мировой нестабильной экономической ситуацией и общим черным колоритом, в моду входит белый. Шанель законодательница моды и для нее также черный цвет перестает быть главным ориентиром.

07_coco_chanel-theredlist

В ее моделях меняются линии платьев, они становятся мягче, длина увеличивается, общий силуэт расширяется. Белый цвет восходит на трон мировой моды. Белая мебель, белые полы и статуэтки в интерьерах. Белые цветы в вазах и белый атлас для платьев и костюмов.

chanel-spring-2012
.

Без атласных платьев в 30-е не обходится ни один праздник. Атлас-материал, как и все, что использовала Шанель, универсален. Он может быть скромным, а может быть вызывающим. Шанель его использует максимально и всюду для своих моделей.
В этот же период ее отношения с Ирибом (настоящее имя Поль Ирибарнегарай) выходят на новый уровень.

Ириб — художник, карикатурист, декоратор, дизайнер интерьеров, пробовал свои силы в режиссуре и создании пьес. Точно не известно, но, скорее всего, они познакомились на вечеринках Миси Серт и находились долгие годы в параллельных мирах. Сейчас же общие друзья поговаривали даже о браке между Коко и Ирибом.

69af69cc7879ba9c62b82c6e9ff6f7f6_b

.

Их роман был ярким и запоминающимся.На фоне напряженного положения и праздной отрешенности бесконечных маскарадов в Париже в середине 30-х, в жизни Габриэль случается беда. Во время игры в теннис на глазах у Коко умирает Ириб. Для нее наступает эпоха одиночества.

rexfeatures-3716460c 73793bf166c5e13918f422d24de1a064
.

Однако, чтобы не забыться в своем молчании, она продолжает работать в сотрудничестве с театром и кино, создавая провокационные костюмы для самых ярких постановок.

53_coco_chanel-theredlist
.

В 1938 она делает коллекцию с цыганскими цветочными мотивами, которая была призвана прекратить недолгое профессиональное соперничество с итальянкой Эльзой Скьяпирелли. Однако, буйным краскам не суждено было долго главенствовать в гардеробе американских и французских модниц.

Вторая Мировая Война уже близко Это ожесточенное время, когда при нехватке тканей и отсутствии явных изменений, французские кутюрье все же пытаются выпускать по две коллекции в год. Все, кроме Шанель. В годы войны многие во Франции верили в победу немцев и поэтому не считали зазорным сотрудничество с оккупантами.

После окончания Войны в 1944 Франция раскололась на два лагеря-в одном, те, кто жаждал отмщения, в другом- кто был уличен в дружбе с гитлеровцами или подозревался в этом. В сентябре этого же года под подозрение попала Коко и ее арестовали. Ее мгновенное освобождение связывают с английскими друзьями из высшего света. Говорят, что сам Черчиль сделал звонок, изменивший решение суда Франции. Почти сразу после этого унижения она покидает Париж на долгие восемь лет, лишь изредка навещая Родину.

80_coco_chanel-theredlist

Во время отсутствия Шанель, в 1947 году вспыхнула звезда по имени Диор с его «нью луком». Новую элегантность и женственность приветствовали стоя на показах в Париже. Былая слава Шанель уходила, ее Дом был закрыт уже 15 лет, а роман с немецким офицером создал вокруг нее пустоту и холод. Однако, Шанель решила, что банты, пышные юбки и розовый цвет скоро наскучат публике. Ее феноменальное чутье не подвело ее и здесь.

Вопреки ожиданиям немногочисленных поклонников, после стольких лет забвения, она показала свою коллекцию, которая во Франции была названа провалом и ужасом.
Габриэль ни в первый раз борется с противостоянием и поэтому уже через год она выпускает новую коллекцию. На показе в 1955 году гости сидят в ожидании и нетерпении.
«Женщина преклонных лет за короткое время сумела вернуть себе первое место на рынке высокой моды. В семьдесят один год Шанель предлагает нам не моду, а революцию», -пишет самый популярный журнал США «Лайф» после показа.
Брючный костюм черного цвета с белой блузой и на белой подкладке и черное платье из газа приведут в восторг своим изяществом и утонченностью. Ее модели вновь становятся классикой.

Никто так и не смог оспорить ее преимущество в мире моды. Она безошибочно угадывала их желания, опережая время, будто на охоте точно попадая в цель.
Коко всегда следила за тем, чтобы юбка или жакет не стесняли, а по возможности, облегчали движения, чтобы можно было садиться, ходить или бегать.
Главной своей целью Габриэль считала борьбу с несправедливостью, когда женщину воспринимали как вещь и не давали жить той жизнью, которая суждена мужчинам.

88_coco_chanel-theredlist
.

Она обладала неутомимой фантазией, талантом, упорством, невероятной работоспособностью и магической властью над женщинами. Тонкое чувство времени и актуальности жизни, присущее Габриэль Шанель, не поддается никакому анализу. Благодаря этим качествам она всегда успешно отстаивала право женщины быть собой. Необходимость этой борьбы и привело к появлению стиля Шанель. Сама она говорила о нем с особенным чувством гордости и восхищения «я не люблю, когда говорят о моде Шанель, Шанель-это прежде всего стиль. Мода может выйти из моды, а стиль никогда».

6

0

 лайков / 0 Комментариев
Поделиться постом